"Wprost" - краткое содержание:
1. Почему ТУ-154 велетел с опозданием?
Потому что опоздал президент Качиньски, однако самолеты с VIP-персонами на борту редко взлетают пунктуально – 7 апреля вылет задержался на 50 минут.
2. Хорошо ли был подготовлен самолет и была ли утечка /топлива/?
Во время пробного запуска двигателей обнаружено пятно жидкости под двигателем №2, впоследствии оказавшееся водой, оставшейся после мойки самолета.
10 апреля самолет вылетел с незначительной неисправностью – не работали кондиционеры.
3. Сидел ли ген. Анджей Бласик за штурвалом?
Окончательного ответа на этот вопрос у прокуроров еще нет. Однако исследованию этого вопроса они уделяют много энергии – о привычках генерала Все еще самолет. Вторая серия.
4. Кто и когда нашел тело Леха Качиньского?
Его нашли россияне в 9:30 (время польское). Идентифицировал его член охраны Анджей Р. и консул Станислав Л. Тело было без одежды, его прикрыли простынью.
5. Имела ли место перестрелка между службами BOR и ФСО ?
Польские сотрудники отрицают.
6. Были ли сотрудники BOR вообще вооружены?
Ожидающие прилета Качиньского в Катыне не имели при себе оружия, сопровождающие президента в самолете – имели при себе пистолеты системы Глок 17.
7. Как выглядели спасательные работы на месте катастрофы?
На скорую руку, но четко. Через 45 минут после удара самолета о землю уже действовал «штаб», в лаптоп заносились данные о найденных предметах, территория была огорожена милицейской лентой, выделено место для проезда машин скорой помощи и пожарных, вокруг были агенты ФСБ и ФСО, а также солдаты спецназа. Приблизительно в 11 – 12 часов началось извлечение тел.
8. Все ли пассажиры погибли сразу?
Уверенности нет, но скорее всего, так было. Сплетня о том, что 3 человека выжили, была пущена польскими СМИ, заявившимим, что отъехали 3 скорые помощи. Из показаний в прокуратуре сотрудника Р. (BOR) - ничего подобного не было.
Показания Иоанны Красовской-Дептулы: ок. 9 – 9:30 ей звонил муж, депутат ПСЛ Лешек Дептула.
W aktach śledztwa znajdują się poruszające zeznania wdowy po pośle PSL Leszku Deptule, Joanny Krasowskiej-Deptuły. Запись его голоса была на голосовой почте (слышен был шум, треск, крики людей и его «Ася? Ася?»), после прослушивания запись исчезла. Вдова обратилась в Агентство внутренней безопасности с просьбой запись восстановить.
9. Приземлялся ли экипаж ранее в таких условиях, как в Смоленске?
Да. По показаниям Леслава П., бывшего пилота ТУ-154, работающего прежде с капитаном А.Протасюком, похожий случай был в 2007 году, когда они летели за президентом в Гданьск и садились тоже в тумане. Первым пилотом был полковник Петжак.
Посадка производилась в условиях ниже минимума, верт. Видимость была ниже 60 м, а в таких условиях посадка запрещена. Тогда полк. Петжак извинялся за то, что подвергал риску наши жизни (...) Леслав П. ушел на гражданку, т.к. чувствовал опасность из-за все более низкого уровня обучения экипажей. Он же заявил, что ему известны случаи подделки документов после опасных полетов, когда многократно посадка осуществлялась с нарушением минимумов (т.е. Ниже 60 м) и тогда вписывался минимум, чтобы избежать неприятностей. Он не исключает, что Протасюк мог сойти ниже разрешенной высоты.
10. Работал ли персонал аэропорта Северный в полном составе в день катастрофы?
Нет. Согласно требованиям российского законодательства, метеостанцию должны бслуживать трое штатных сотрудников. 10 апреля был только один – Михаил Р., начальник станции, и сам выполнял обязанности остальных. Из его показаний следует, что не было водителя-метеонаблюдателя (неделя на больничном) и техника-метеоролога (место вакантно с 25.11.09).
11. Почему многие не видели тел на месте катастрофы?
Те, которые были на месте сразу же после трагедии и не принимали участия в извлечении тел, так говорили и думали, что самолет пуст. Пожарный объяснил, что все тела выпали из кресел, большинство было перерезано ремнями – и вся эта масса после удара переместилась и перемешалась (по данным Института Судебной экспертизы – исследовано 320 фрагментов тел).
12. Ждали ли сотрудники BOR президента на аэродроме?
И да, и нет. На аэродроме был водитель посла в Москве Ежи Бахра. Сотрудники BOR, ожидающие в Катыне, знали о нем, но не причисляли его к группе службы охраны президента. По из показаниям, российские службы не согласились на присутствие польской охраны на Северном.
13. Были ли подготовлены запасные аэродромы?
Да, но только теоретически. Планом полета были предусмотрены аэродромы в Минске и Витебске, но никто не знал, как президент должен бы был добираться оттуда в Катынь. Россияне могли бы единственно встречать Качиньского на беларусско-российской границе. Аварийный план составлялся сразу же, согласовывался с послом Г.Литвином, который был как раз в Польше, к нему МИД обращался с просьбой, чтобы в аэропорту Минска кто-то из посольства ожидал самолет с президентом.
14. Говорили ли правду диспетчера из Смоленска?
Их показания неточны. Наблюдается разница во времени снятия показаний 10 апреля с П.Плюснина и В.Рыженко; в случае Плюснина второй экземпляр показаний (печатный) не содержит фрагмента, который был в рукописном варианте, а именно о том, что видимость он занизил (с 800 до 400 м) в надежде на то, что экипаж самостоятельно примет решение уйти на запасной аэродром; в случае Рыженко расхождения касаются прохождения медосмотра – в первой версии в 7 часов утра они его прошли, во второй – нет, т.к. никого не было в медпункте. Польскому следователю Плюснин сказал, что проходил медосмотр около 7 утра.