В моем осознанном детстве, в пятидесятые, Рига преимущественно отапливалась печами. Примерно 20% жилых домов и общественные здания имели индивидуальные котельные и центральное отопление. Большинство печек топились дровами, а большие котельные - углем. Своего угля у Латвии нет, а вот дров всегда хватало своих. Уголь был дороже, но его использовали в больших котельных потому, что там дрова требовали гораздо большей работы от кочегаров.
А когда началось интенсивное строительство жилья, построили и первую в Риге ТЭЦ. Так как в Латвии много болот с торфом, эту ТЭЦ топили именно им. Хорошо помню непрерывные составы со специфическими торфяными вагонами, ежедневно идущими к этой ТЭЦ.
Я жил в самом центре города, рядом со зданием университета и оперным театром. В них были собственные котельные, и зимой в морозы им не всегда хватало угля, приходилось топить и местным торфом. Помню противный запах и дым с летящей по городу сажей от горящего торфа в этих котельных.
В шестидесятые использовать торф для отопления запретили, с углем поставки наладились. А позднее, когда построили и вторую ТЭЦ, обе перевели на мазут. Весь центр перевели на отопление от них, новостройки изначально отапливались ими.
В конце же восьмидесятых все ТЭЦ подключили к газу, и уже в девяностые ТЭЦ полностью перешли на газ.
И сегодня в Риге не все окраины подключены к газу, даже в центре есть участки без такого подключения. Так что с печами не всем удалось распрощаться. По прежнему многие их топят дровами, ибо в старых зданиях без газа и без возможности подключения к системе отопления от ТЭЦ вариантов нет. Дрова часто заменяют гранулами, с ними возни меньше, но к старым печам автоматику не присобачить. Если гранулы хорошего качества, они горят дольше дров, давая меньше золы, так что не надо постоянно подкладывать, как дрова. Правда, в старые печи эти гранулы сразу не засунешь, надо на колосники ставить накладку с отверстиями небольшого диаметра, чтобы гранулы не проваливались сквозь колосники. Или заменять эти колосники на новые.
Технический прогресс за последний век настолько ускорился, что многовековые привычки стали тормозить.
Каких то полвека назад не в каждом жилище был радиоприемник и холодильник, не говоря о телефоне и разнообразной электротехнике и электронике. Даже лампочки Ильича не у всех были. Сегодня же большинство не мыслят свою жизнь без кучи разнообразных удобств, гаджетов и интернета. Увы, и сегодня не всем доступен набор всего этого.
У старшего поколения ещё сохраняется привычка все делать самим, только у молодежи она стала пропадать. Чаще всего, она рациональнее родителей, ей не хочется тратить время на нудный ручной труд, им часто хочется сразу заработать много денег и все купить готовое.
Кому то это удается, другим нет. Отсюда и недовольство, и буза.
Молодежь всегда была склонна к бузе, но сегодня при таком социальном неравенстве и настолько вездесущей пропаганде всякой ереси, она становится социально опасной. Ибо при слабых информационных технологиях, на бузу можно было поднять двор, школу или другое учебное заведение. Сегодня в считанные дни это можно сделать со всей страной, а то и континентом.
Что и наблюдаем.