Когда в 96ом году у нас начали пенсионную реформу, тоже, как и сегодня в России было много её противников. Ну, может только не столь рьяных, как в России.
А когда пару лет назад начали второй этап этой реформы с очередным повышением возраста выхода на пенсию, вообще была тишина. Да, переход с 62 лет для всех на 65 лет уже не столь значителен. К тому же остается еще чуток для возможности роста, ведь в тех же штатах, Израиле и множестве других стран этот возраст составляет 67 лет.
Тут надо понять, что для этого существуют общемировые объективные причины.
Среднестатистический возраст жизни человека растет во всех странах, и за последние десятилетия вырос заметно. Одновременно растет процент неработоспособных инвалидов как за счет некоторых успехов медицины, так в основном и за счет травматизма и тех же автоаварий.
К тому же, сокращается в большинстве стран число рабочих мест, платящих налоги. Закрываются производства, что то модернизируется - автоматизируется, в том же сельском хозяйстве потребность в ручном труде сокращается.
А пенсионные системы практически всегда являются системами солидарности: работающие сегодня обеспечивают своими налогами сегодняшних пенсионеров.
Получается, что соотношение числа платящих налоги к числу получающих пенсии непрерывно уменьшается.
Если в пенсионной системе ничего не менять, то сумма полученных от работающих налогов будет делиться на все большее число пенсионеров, и каждому из них будет доставаться все меньшее число этих денег.
При сохранении существующей системы её крах не за горами.
Выходов не много: либо повышать налоги, либо повышать возраст выхода на пенсию. Возможна комбинация этих двух путей.
Но реформа неизбежна, и чем позже на неё пойдет государство, тем болезненней она будет.
Надо всем усвоить, что при любом возрасте выхода на пенсию часть людей до неё не доживет. Люди умирают или погибают в любом возрасте. Устроиться на работу после 50 лет уже затруднительно и мало легче, чем в 70. Если в молодости не приобрел нужную профессию, если не создал к 50 годам некую платформу своей жизни, дальше ловить уже нечего. Редким единицам после 50 удается подняться с близкого к нулевому уровня.
Но большинство сегодняшних жителей планеты сохраняют работоспособность до 70 и более лет. Да, далеко не все из них могут при этом выполнять сложную работу, но с простой то справляются. За нее платят не много, но для выживания хватает. А если после 65 лет к этой небольшой сумме добавляется пусть и небольшая пенсия, то жизнь кажется и налаживается. И надо усвоить, что пенсия при выходе на неё в 60 лет будет всегда ниже, чем в 65.
Ибо есть такое понятие - время дожития. То есть, сколько лет в среднем живет человек после выхода на пенсию.
Вот в латвийской пенсионной системе при одинаковой сумме накопленного пенсионного капитала и при одинаковом возрасте выхода на пенсию (сейчас вроде 63,5 года) мужчины получат пенсию больше женщин, потому что накопленный капитал делится на этот самый возраст дожития, который у женщин много больше.