Станислав Стремидловский: Как Украинская повстанческая армия воевала с детьми
14 октября ряд украинских националистических партий и движений намерены провести марш в поддержку 70-летней годовщины образования Украинской повстанческой армии (УПА). Митинги и шествия запланированы, по крайней мере, в Киеве и Львове. Участники марша намерены выйти с требованиями вернуть звание Героев Украины Степану Бандере и Роману Шухевичу, признать борьбу ОУН-УПА национально-освободительной борьбой украинской нации, провозгласить 14 октября - День создания УПА - государственным праздником. Одними из главных организаторов мероприятия являются партия "Свобода", Общество поиска жертв войны "Память", Львовский областной и городской советы.
По сообщению газеты "Коммерсантъ-Украина", также праздновать день создания УПА будут не только члены "Свободы". Так, в Киеве утром 14 октября представители "Нашей Украины", Конгресса украинских националистов и Украинской народной партии, идущие на выборы одним списком, проведут митинг возле Украинского дома, а Комитет освобождения политических заключенных устроит благотворительный концерт под стенами Лукьяновского СИЗО.
Как сказано в анонсирующем марш материале, размещенном на сайте партии "Свобода", "антибандеровские, то есть, по сути, антиукраинские стереотипы, насаженные в сознание населения Украины компартийными идеологами, продолжают действовать и оказывают немалое влияние и после провозглашения независимого Украинского государства, за которую отдали свои жизни воины УПА. Эти ядовитые психологические стереотипы раскалывают общество на "западников" и "восточников" и открывают ворота для власти над ним. Путь преодоления этой болезни - распространение правды об Украинской Повстанческой Армии, ее героическую борьбу и демократическую идеологию".
Прежде всего, отметим тот нюанс, что украинским националистическим организациям, действовавшим в годы Второй мировой войны до сих пор "везло" в том, что их либо проклинали как пособников нацистских оккупантов, либо возносили на пьедестал борцов за независимость Украины. Подобные подходы, в которых в зависимости от ангажированности автора, тоталитарно преобладала то черная, то белая краска, мешал пониманию того, в каких сложных условиях действовали украинские националисты, как менялась тактика и стратегия их работы, что собой представляли совершенные ими ошибки. Более того, сугубо партийный взгляд препятствовал установлению выверенной фактологической информации о мотивировке создания, действиях и причинах краха подобного рода организаций.
Сегодня ситуация начинает постепенно меняться. Так, в случае с УПА историки уже не столь определенно говорят о дате ее появления на свет, считая установление таковой 14 октября 1942 года весьма спорным. По их мнению, Украинская повстанческая армия как объединение различных националистических организаций образовалась, скорее, лишь в 1943 году. Разногласия существуют и по поводу роли в становлении УПА таких известных деятелей украинского националистического движения как Тарас Боровец, Степан Бандера, Роман Шухевич и других. Но это частности. Интересно другое - почему сторонники независимой Украины, вольной от "большевистских и немецких империалистов", потеряли доверие собственного народа. Как представляется, одной из стратегических ошибок собранной под знаменами УПА "украинской партизанки" стала война с детьми. Как с украинскими, так и еврейскими, польскими, русскими и другими.
Из донесения народного комиссара внутренних дел УССР В.С. Рясного заместителю комиссара внутренних дел СССР С.Н. Круглову о проведении допроса арестованного коменданта СБ Млыновского района Ровенской области И.И. Яворского от 21 апреля 1944 года. Как показывал Иван Яворский, "СБ лишь выполняет директивы свыше - провода ОУН, чьи интересы она защищает. Истребляя мирное население, она заявляет, что борется с политическими врагами бандеризма, а в действительности ОУНСБ проводит политику ОУН о массовом и планомерном уничтожении всех "инородцев" (русских, поляков, чехов, евреев, цыган и т.д.), а также всех украинцев, мало-мальски высказывающих недовольство оуновцами и уклоняющихся от службы в бандах УПА, - вместе с их семьями: женами и детьми, вплоть до грудных младенцев".
Поясним. СБ - печальной памяти известная Служба безпеки УПА (служба безопасности), чьи сотрудники применяли устрашающее физическое насилие, пытки по отношению к своим противникам. Жестокость Службы безпеки поражала даже нацистские спецслужбы и германский вермахт. И жертвами ее становились не только взрослые. Так, в ходе развязанной УПА в 1942-43 годах Волынской резне, где погибло до 40 тысяч поляков, не щадили даже детей.
Из материалов Восточной секции Департамента информации и Прессы Делегатуры правительства Речи Посполитой о нападении украинских националистов на польские села на Волыни (не ранее 10 сентября 1943 года): "Настоятель прихода в Децеркалах Кременецкого р-на добавляет новые подробности о Волынской трагедии:... Все убийства характеризуются не поддающимся описанию садизмом. Маленькие дети с разрезанными от уха до уха ртами, с надписью на листке Польша от моря до моря... Ноябрь 1942 г., околица Дзумска:... Конты - после пыток убили ребенка, разрезали рот от уха до уха, а между глаз прибили гвоздем листок с надписью "Польша от моря до моря"... Шпиколосы - в результате зверских методов убийств поляков немцы сожгли эту деревню. Там украинцы носили польских детей, развешанных на вилах".
О причинах массового террора против "инородцев" и нелояльных украинцев в какой-то степени дает представление отчет отделения ОУН (Бандеры) о политическом положении и деятельности организации на территории Каменец-Подольской области от 6 августа 1942 года: "Плохо то, что местные украинцы сильнее ненавидят поляков, чем москалей. Можно сказать, что даже уважают москалей за что-то высшее и склоняют голову перед великим народом - россиянами, которые произвели на свет "такого великого человека, как Пушкин". Можно встретить в каждой почти украинской хате портрет Пушкина, как я уже упоминала, территория здесь пронизана интернациональным духом... Больше всего препятствует нашей работе доносительство. С этим надо безоглядно, радикально бороться. Советская власть так "могла перевоспитать сынов пролетарской страны", что особенно в этой области (так как это у границы), все люди имеют нквдистские способности (разведка), а многие служат теперь для собственной корысти немцам, выдавая наших людей".
Выходит, что ставка украинских националистов на пассионарную активность украинцев в деле создания собственного государства, на активизацию их национального чувства до уровня шовинистического, в итоге не оправдалась. Украинские селяне и горожане, насмотревшись на оккупационную немецкую администрацию, стали более благожелательно относиться к советской власти как альтернативе. А что до планов украинских националистов под прикрытием нацистов возглавить местные администрации и правоохранительные службы, то сами же немцы, венгры, румыны и словаки предпочли сформировать аппарат самоуправления из представителей русской эмиграции.
В этой ситуации вождям УПА ничего не оставалось делать, как развернуть программные репрессии, в том числе против своих же украинцев, которые начали проявлять нелояльность по отношению к националистам. Вот что сообщалось в протоколе допроса члена ОУН Ф.С. Сидорчука о структуре и функциях Службы безпеки УПА от 23 января 1945 года: "Из секретных же распоряжений по линии СБ мне известны два таких (оба подписаны референтом СБ краевого провода ОУН "Смок" и относятся к ноябрю-декабрю 1944 года), суть которых сводится к следующему. Применяемый в широких масштабах СБ в отношении проявляющего антиоуновские настроения население террор - в особенности детоубийство - большевики с большим успехом используют для своих пропагандистских целей против ОУН и УПА. Тем самым СБ приносит вред делу и интересам организации. Поэтому строжайше, под страхом предания суду, работникам СБ запрещается мучить и убивать детей моложе 12-ти лет. Детей же старше этого возраста уничтожать сообразно с революционной совестью".
Но было уже поздно, метания политического крыла украинских националистических организаций между Германией, Советским Союзом, США и Великобритании дискредитировали их в глазах представителей этих государств. А террор против собственного населения подорвал внутреннюю базу. Возможно, что юбилейная дата и не то время, когда следует напоминать о скелетах в шкафу "именинника", но также справедливо, что избирательная забывчивость может погрести под горой костей и черепов тех, кто сегодня поднимает на свои знамена флаги УПА.
Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты "Цена вопроса"