Иштван и другие участники, в данном случае поляки "потеряли лицо". И поэтому усиленно занимаются ловлей блох.
Безусловно, на выведенном из строя старом военном аэродроме найти недостатки не составит труда. Они есть и на более новых, и на находящихся в строю, и без труда недостатки можно найти на самых больших международных аэродромах России.
Сигнал же от такого крупного самолета, как Ту-154 пропасть может только в том случае, если этот самолет окажется в тени какого то препятствия. Посадочные локаторы работают в диапазоне длин волн 3 см, так что радиоволна распространяется так же, как и свет, прямолинейно. Диаграмма направленности у посадочного локатора достаточно узкая в той плоскости, в которой он определяет углы расположения цели, но антенна в этой плоскости качается, захватывая достаточное пространство. Посадочный локатор определяет расстояние до цели с какой то точностью, и углы над горизонтом и по азимуту в двух отдельных радиоканалах и антеннах. Никакой высоты самолета он определить сам не может. В поле зрения локатора попадают объекты, расположенные на земле, которые дают отраженный сигнал и соответственно, яркие отметки на экране индикатора. Их называют "местники", то есть, отражения от местных предметов. Они серьезно мешают увидеть цель - самолет. Поэтому в локаторах используют различные способы борьбы с этими местниками - ВАРУ (временная регулировка усиления), радиоволна, как и луч света от фонарика, с увеличением расстояния расходится, и отраженный сигнал ослабевает. Поэтому усиление приемника во время, когда отраженный сигнал приходит от расположенных рядом с антенной объектов, делается минимальным, а с увеличением расстояния, то есть времени прохождения радиоволны, увеличивается. СДЦ (селекция движущихся целей). С помощью специальной схемы отметки от целей не перемещающихся по дальности относительно антенны, сильно ослабляются, а от движущихся объектов остаются неизменными, что позволяет их разглядеть на фоне местников. В том локаторе, что стоит в Смоленске, другого и нет. Эти устройства для эффективности их использования требуют довольно кропотливой регулировки, которой занимается обслуживающий персонал. У диспетчеров влиять на эти регулировки есть только ограниченная возможность, ибо привычки каждого человека индивидуальны, и ему должна быть предоставлена возможность подстройки индикации под себя.
На борту же самолета находятся десятки приборов, позволяющих определить его местоположение в пространстве. А на борту 101-го была еще и прецизионная авионика, имеющая заметно бОльшую точность определения координат, чем смоленский посадочный локатор.
Вспомни, что польский Як сел без разрешения на посадку, не выполнив команду диспетчера об уходе на второй круг. И офицеры КДП произнесли очень значимую фразу, похвалив экипаж за удачную посадку из немыслимого положения на глиссаде, решив, что у поляков на борту такая замечательная техника, о которой они и мечтать не могут. Поэтому и мало говорили в эфир, чтоб не мешать. Ну, нельзя же китайской портновской лентой контролировать микрометр. К тому же, никто их не предупредил, что на борту президентского самолета в пилотской кабине фактически нет экипажа, только не обученные статисты.
Теперь по поводу уроков произошедшего:
Россия в первый же месяц приняла меры по повышению безопасности аэродрома в Смоленске, спилив часть деревьев и заменив прожектора. Полякам же понадобилось почти полтора года, чтоб прикрыть не подлежащий исправлению 36 полк. Так что и здесь далеко от идеала.
Похвально, что поляки все же уволили часть военных, причастных к инциденту, хоть и с большим запозданием. Ведь вопиющие беспорядки в 36 полку были вскрыты более года назад, задолго до публикации отчета МАК.